Смазка станка ЧПУ
Своевременная периодическая смазка агрегатов и приспособлений станка ЧПУ обеспечивает его стабильную и безаварийную работу в течение многих лет эксплуатации. Смазка станка ЧПУ проводится в соответствии с графиком технического обслуживания оператором или специалистом согласно инструкции по техническому уходу.
Какую смазку использовать для станка ЧПУ
Лучшая смазка для станка ЧПУ – это смазка, которую рекомендует производитель. Однако на практике не всегда поставщики (по факту – продавцы) станков ЧПУ имеют какое-либо представление об обслуживании поставляемого оборудования, в том числе используемых смазочных материалах.
Для полноценного проведения техобслуживания станка ЧПУ необходимо иметь несколько видов смазки:
- Для линейных направляющих, зубчато-реечных механизмов и/или шариковой гайки ШВП;
- Для блока сверлильно-присадочной головы, пазовой пилы и агрегатов главного фрезерного шпинделя;
- Для вакуумного насоса;
- Для масляно-воздушной смазки из системы подготовки сжатого воздуха;
- Для устройства быстрой смены инструмента главного фрезерного шпинделя.
В первом случае рекомендуется использовать пластичные (консистентные) смазки класса EP 0, которые представляют собой дисперсию жидкого базового масла связанного вязким загустителем (например, Mobilux EP 0). Они отлично удерживаются на вертикальных поверхностях, не выходят из контакта с трущимися поверхностями при высоких удельных давлениях или ударных нагрузках, а также надежно защищают открытые участки от коррозии. Подобные смазки подходят и для централизованных систем смазки станков ЧПУ.
Для смазки блока сверлильно-присадочной головы, пазовой пилы и сменных агрегатов фрезерного шпинделя рекомендуется использовать смазочные материалы с более густой консистенцией, сохраняющие свои характеристики в более широком (в том числе ниже нуля) диапазоне температур, например, Mobiltemp SHC 100.
При обслуживании пластинчато-роторного вакуумного насоса выполняется смазка только подшипника вала. Производитель вакуумных насосов Becker рекомендует использовать смазку Kluber AMBLYGON TA 15/2.
Для заправки смазки в блок подготовки сжатого воздуха станка ЧПУ можно использовать гидравлические масла DIN-HLP 32, ISO-L-HM 32, ESSO Nuto H 32, BP Energol HPL 32, ARAL Vitam GF 32, MOBIL DTE 24, SHELL Tellus Oil DO 32.
Для смазки зажимных элементов механизма быстрой смены инструмента главного фрезерного шпинделя рекомендуется использовать графитовую смазку Metaflux Fett-Paste NR 70-8508, а для инструментальных оправок – очищающую поверхность и препятствующую прилипанию пыли смазку-спрей Kluber Lusin Protect G31.
Приведенные примеры смазочных материалов для проведения технического обслуживания станков ЧПУ рекомендуются ключевыми западными производителями промышленного оборудования, такими как Biesse, SCM, Homag, HSD. Как правило, их стоимость значительно превышает стоимость, в том числе отечественных, аналогов. Поэтому, в поиске ответа на вопрос какую смазку использовать для китайского станка ЧПУ, можно внимательно изучить их основные характеристики и подобрать более дешевый аналог в соответствии с назначением. Но следует помнить о совместимости смазочных материалов при замене смазки одного производителя на другого. Использование или последующее применение несовместимых смазочных средств способствует образованию субстанций, вредных для работы устройств и механизмов станка ЧПУ.
Когда смазывать станок ЧПУ
Рекомендуемый производителем график смазки станка ЧПУ может быть скорректирован под воздействием нескольких факторов:
- Сухие рабочие поверхности направляющих, зубчато-реечных механизмов и ШВП;
- Появление налета металлической пыли;
- Появление шумов при движении подвижных и вращающихся частей станка ЧПУ;
- Появление признаков коррозии металлических поверхностей.
Причинами подобных проявлений могут быть:
- недостаточное количество закладываемой смазки;
- выполнение операций с высоким уровнем пылеобразования;
- сильные нагрузки на оборудование станка ЧПУ;
- повышенная температура в помещении;
- высокая влажность;
- низкое качество или несоответствие смазочных материалов.
Если не получается устранить причины появления признаков недостатка смазочного материала, то интервалы между смазками следует сократить.
Смазка зубчато-реечных механизмов станка ЧПУ, подшипников линейных направляющих и ШВП
Перед проведением ТО, при наличии плотного загрязнения на направляющих зубчато-реечных механизмов, его следует счистить салфеткой или металлической щеткой с бронзовой щетиной. Затем, с помощью кисточки, нанести тонкий слой смазки.
Если станок ЧПУ не оборудован автоматизированной системой смазки, то операция смазки, как правило, выполняется с использованием рычажного плунжерного шприца. Следует отметить, что подача смазки за один ход рычага у различных шприцов может отличаться от 0,4 до 2,0 грамм. Поэтому, перед тем как использовать шприц, следует просчитать, сколько качков следует сделать, чтобы прокачать необходимое количество смазки.
Необходимое количество смазки, закладываемое в подшипники с бесконечной шариковой опорой линейных направляющих, зубчато-реечные механизмы и шарико-винтовые пары может отличаться в зависимости от размера рабочего стола станка ЧПУ. Для промышленных деревообрабатывающих станков ЧПУ с размерами рабочего стола по оси X до 2,5-3,0 метров рекомендуются следующие объемы смазочного материала на одну масленку (тавотницу, ниппель):
- Зубчатый механизм оси X – 6-8 грамм или пока смазка не начнет выходить из специального отверстия;
- Направляющие оси X – 3-4 грамм;
- Оси Y и Z – 3-4 грамма;
- Устройства перемещения магазина инструмента – 3-4 грамма;
- Подшипники консолей рабочего стола – 3-4 грамма или пока смазка не начнет выходить по бокам подшипников.
Смазка сверлильно-присадочного блока, пазовой пилы и агрегатов главного фрезерного шпинделя станка ЧПУ
Необходимый объем смазочного материала закладываемого в процессе ТО в блок сверлильно-присадочного редуктора станка ЧПУ зависит от количества сверлильных шпинделей:
- До 6 сверлильных шпинделей – 6 грамм;
- От 7 до 12 сверлильных шпинделей – 8 грамм;
- От 13 до 19 сверлильных шпинделей – 10 грамм;
- От 20 до 25 сверлильных шпинделей – 12 грамм;
- От 26 до 50 сверлильных шпинделей – 14 грамм.
Если головка циркулярной пилы на блоке сверлильного редуктора имеет отдельную масленку для смазки, то для нее потребуется около 4 грамм смазки.
Сменные агрегаты главного фрезерного шпинделя следует смазывать согласно прилагаемой инструкции по техническому уходу.
Особенности смазки при помощи смазочного шприца
При смазке с помощью рычажного плунжерного шприца следует обращать внимание на следующее:
- Следить за чистотой смазочной масленки (тавотницы, ниппеля). При необходимости тщательно вычистить ее салфеткой.
- Насадка шланга смазочного шприца должна сидеть непосредственно на масленке.
- Не допускается перегибание гибкого шланга в процессе смазки. Он должен быть слегка натянут.
При несоблюдении вышеуказанных пунктов смазка будет выходить между насадкой шланга шприца и масленкой.
В процессе смазки при помощи рычажного плунжерного шприца из-под подшипников линейных направляющих, шарико-винтовой гайки и прочих смазываемых частей станка ЧПУ могут выходить излишки смазки, которые следует удалить во избежание их попадания обрабатываемые материалы или на пол рабочей зоны вокруг станка. Следует отметить, что выдавливаемые излишки смазочного материала никак не указывают на чрезмерную смазку, а наоборот, способствуют удалению мусора и пыли из внутренней полости подшипника и замене старой смазки на новую.
Смазка устройства быстрой смены инструмента главного фрезерного шпинделя
Для нормального функционирования механизма быстрой смены инструмента особое внимание следует уделять его чистке и смазке. Из-за сложности в доступе к внутреннему устройству механизма, чистку и смазку выполняют в следующем порядке:
- При помощи чистого тонкого пластикового инструмента смазка наносится на выталкиватель и в отверстие между сегментами блокировочного зажима.
- Вставляя и извлекая оправку инструмента из устройства блокировки (не менее 10 раз), достигается более-менее равномерное распределение смазочного материала.
- После извлечения оправки, блокировочный механизм тщательно очищается от излишков смазки.
Следует отметить, что излишки смазки в данном случае вредны, так как притягивают к себе стружку, пыль и другие загрязнения, что влияет на характеристики обработки, биение инструмента, преждевременный износ, как устройства блокировки, так и фрезерного шпинделя.
Смазка вакуумного насоса
Подшипник вала внутри корпуса пластинчато-роторного вакуумного насоса, согласно заявлениям изготовителя, технического обслуживания, не требует. Расходуемый смазочный материал в подшипнике вала может быть заменен со стороны, обратной положению электродвигателя. При необходимости израсходованный смазочный материал дополняется через специальное заправочное отверстие вверху крышки корпуса подшипника.
Яндекс.Кошелек